Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

«Синдром эмоционального выгорания» — поражение, 
истощение или износ, происходящий в человеке вследствие
резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам.
Герберт Фрейденберг

emoc-vigoranie-dshinekl

      Феномен «эмоционального выгорания» в настоящее время у большинства людей является следствием воздействия различных стрессов, с которыми человеку приходится сталкиваться в профессиональной деятельности (социально-психологические условия, материальная среда, насыщенное содержание работы и т.д.) и особенностями личности, являющейся субъектом этой деятельности. Актуальность данной темы значительна, поскольку в сложившихся нынешних условиях в стране и в Мире тяжело ориентироваться в происходящих событиях, отчетливо представлять, влиять на развитие возникающих проблем. Сложная психологическая обстановка информационного и ситуативного характера негативно отражается на здоровье тех людей, которые постоянно находятся в эмоционально напряженной атмосфере.

  Итак, «эмоциональное выгорание» — многофакторный, многокомпонентный синдром, проявляющийся в виде психофизиологического истощения, вызванный межличностным взаимодействием при работе с людьми.
Широкое распространение синдрома профессионального выгорания среди педагогов привлекает внимание многих ученых, которые занимаются проблемой психического здоровья человека, поскольку данное явление развивается незаметно и в своей кульминации, практически, необратимо. Будучи феноменом педагогической нагрузки, он оказывает довольно мощное влияние на внутренние жизненные ресурсы и относится к личностной деструкции и профессиональной дезадаптации педагога. А многочисленные отечественные и зарубежные исследования, практический и научный интерес к феномену личностной деформации объясняется тем, что данный синдром, будучи непосредственным проявлением возрастающих проблем, связанных с самочувствием человека, стабильностью и эффективностью его труда, как уже упоминалось выше, активизирует разрушительную направленность эмоциональной энергии, блокирует возможности преодоления фаз малых кризисных состояний и приводит к глубоким психосоматическим нарушениям. Жертвой выгорания, несмотря на психологическую устойчивость, может стать любой профессионал, как только для этой ситуации создадутся благоприятные факторы, даже если педагоги находятся в равных условиях жизнедеятельности.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что  специфика педагогической работы в образовательном учреждении характеризуется беспрерывным режимом общения с детьми, высокой концентрацией внимания, избирательным эмоциональным реагированием на каждую ситуацию, в связи с чем образуется психологическая нагрузка и большое количество внутреннего напряжения. Степень профессионализма и ответственности в процессе воспитания не допускает возможностей проявления отрицательных эмоций: раздражительности, грубости, категоричности. А уровень комфортности в педагогическом коллективе, сложившаяся дружелюбная атмосфера, благополучный психологический климат и совместная деятельность напрямую взаимосвязаны с эффективностью образовательного процесса и, в первую очередь, оказывает влияние на здоровье ребенка в процессе формирования его психики. Поэтому крайне необходима коррекция и профилактика эмоционального напряжения, восстановление жизненных ресурсов педагогов, а также нужно уделять особое внимание обучению и развитию навыкам позитивного мышления, приемам саморегуляции и стрессоустойчивости, снятию психофизического напряжения.