Статья педагога-психолога Роменской Т.Н.

«Изящные» слова и выражения в детской лексике.
Речевая среда школьника: сквернословие.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер «Слова»

Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага
Ты — господин несказанного слова,
А сказанного слова — ты слуга.
Омар Хайям

Уважаемые дети, родители и преподаватели!

Данная статья является информационным откликом и психолого-педагогической поддержкой для вас в виде некоторых рекомендаций относительно часто или время от времени наблюдаемого вами языкового явления в речи такого, как ненормативная лексика, брань, сквернословие, неприличные слова и выражения.

Культура речи — это духовное лицо человека. Но современная речевая культура на данном этапе ее развития стала носить примитивный, упрощенный, вульгарный способ выражения человеческой мысли. Пропаганда всеобщей дегенерации коммуникативных процессов приветствуется и немедленно заимствуется, таким образом, являясь псевдоатрибутикой образа сильной, уверенной, доминирующей, образованной личности, позволяющей себе выражать свой внутренний мир, в виде ненормативной лексики. Массовое и, теперь уже, вполне оправданное и разрешенное проявление такого вида языковой «духовности», которым ранее пользовались лишь социальные низы, охватило возрастные категории людей, начиная с раннего детского общества и заканчивая возрастом почтенным. Более того, не гнушаются сформировать вокруг себя языковую грязь люди достаточно образованные, думающие, не заботясь о собственном самоуважении, самообразовании, здоровье и росте. Не помышляя о том, что любое произнесенное слово является как информационным действием, так и воздействием на здоровье семьи и детей, благополучие, формирование последующего поколения.

Известно, что ребенок оказывается в речевой среде сразу после своего рождения. Ребенка окружает речевой поток, состоящий из того, что он слышит от мамы и папы, дедушки и бабушки, остальных родственников. По мере взросления малыша речевой поток расширяется и наполняется речью из уст посторонних людей, из прямоугольных экранов, живущих по соседству, воспитателей, учителей, сверстников и так далее. И хорошо, если ребенок имеет возможность, при которой его не изолируют от разнообразно выражаемого потока информации. Однако, необходимо обратить пристальное внимание на процесс заимствования качественной речи и отбор чистых речевых потоков, на распознавания речевых основ.

Помните, пожалуйста, о том, что речь формируется в процессе подражания. Ваш ребенок, перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей, несет это с собой в жизнь из вне: в детский сад, в школу, далее в иное учебное заведение, в будущую семью.

Представьте себе ситуацию, когда ребенок находится в следующих условиях: родные унифицируют речь, хамят друг другу, сквернословят. Грязный или уместнее сказать «изящный» речевой материал является строительным. Маленький человек воспринимает такую речь как норму, усваивает ее. Далее у ребенка так и  останется искаженная речь, исправить которую в последующем будет трудно, а может быть и, невозможно. Во взрослой жизни искаженная, грубая речь, вынесенная из детства, станет проблемой в общении с людьми, поскольку мастерство общения не сформировалось в течении всей жизни, а переучиваться нет времени и возможности. Языковое косноязычие, проявляющееся в речи неразвитой, да еще и изобилующей бранью — это огромное препятствие.

А как реагировать на те ситуации, когда оберегаемый или оберегаемая от внешнего неприятного воздействия умница вдруг начинает использовать «изящные» слова и выражения дома, в школе?

Дорогие родители! Реагировать на проблему нужно деликатно, чтобы не усугубить её и не спровоцировать отчуждения между собой и ребёнком, очень быстро сориентироваться в приоритетной причине использования ненормативной лексики ваших детей, увидеть взаимосвязь с возрастной периодизацией на ранних этапах. По наблюдениям психологов причины могут быть следующие:

  1. Неосознанное подражание, повторение новых слов.

Вспомним, что воспроизведение негативной эмоционально-экспрессивной лексики, часто носит неосознанный, подражательный оттенок. Обычно это случается в возрасте 2–3 лет. Маленький человек интенсивно собирает информацию об окружающем мире, пополняет свой словарный запас, повторяет все слова, которые слышит. Смысл бранных слов он даже не понимает,  ему нравится экспрессия, с которой взрослые их произносят. Поэтому зеркальное отражение новых «интересных» слов можно проигнорировать, не заострять, внешне не показывать свою тревогу.

Повышенный интерес к плохим словам может возникнуть, если просто запрещать крохе ругаться, говорить, как это некрасиво. Попробуйте иную тактику. Поскольку малышам данного возраста легче анализировать чужое поведение и внешние примеры, то перенести внимание можно на кого-то другого: «Послушай, как тот мальчик ругается! Как же за него стыдно!».

  1. Вербальная самозащита.

Ребенок понимает значение бранных слов и использует их осознанно, в качестве протеста и нежелания каких-либо действий, когда не исполняются его желания, капризы, с целью привлечь внимание, особенно если взрослые начинают умиляться. А также в момент страха или агрессии. В возрасте 4–5 лет дошкольник уже многое понимает из того, что такое хорошо и что такое плохо. С четырёх лет с руганью можно бороться уже путём диалога, разъяснительных бесед. Использовать следует те доводы и приёмы, на которые именно ваш ребенок будет реагировать.

  1. Усиленное желание привлечь внимание.

      Это явление может проявиться в любом возрасте. Независимо от того, что ребенок понимает или не понимает значение слов, он осознает, что их произношение привлекает внимание большинства. Такие ситуации случаются, когда взрослые заняты собой, либо делами, в которых ребенок не участвует. Необходимо применять действенные методы в зависимости от возраста. Обеспечьте своему непоседе максимум любви и заботы. Иначе малыш будет искать способ обратить на себя внимание мамы и папы разными средствами, в том числе и с помощью плохого поведения, ругательств.

  1. Самоутверждение.

      Старший дошкольный возраст 6–7 лет и школьный возраст. Хорошо развитый интеллект вашего ребенка понимает, что его речь – это часть его образа, который должен влиять на статус в группе, либо в семье. Дошкольники с помощью ругани могут выражать свою независимость, демонстративность, протест против запретов.

      Нередко случается, что ребенок понимает факт значимости своего «я», когда он лексически станет отличаться от сверстников тем, что может позволить произносить «взрослые» слова. В этой ситуации сложнее, поскольку вам необходимо выяснить самим, либо с помощью педагога, психолога на чем базируется формирующаяся уверенность или ее отсутствие в психике школьника. Совладать с демонстративным ребенком не всегда нелегко, но вполне возможно. Принцип тут такой: с одной стороны, надо помогать ему самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на проверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой – резко отрицательно реагировать на ругательства.

      Помните о том, что демонстративные дети больше всего не любят, когда их не замечают. Значит, если ребенок будет сквернословить, нужно сначала его предупредить. Необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. Хорошее поведение ребенка должно быть положительно подкреплено взрослыми, тогда у него будет стимул вести себя хорошо.

      Учитывайте, пожалуйста, уважаемые читатели, обязательно общие рекомендации, применимые к любому возрасту ребенка. Растолковывайте о необходимости следить за своей речью, показывайте, как нужно разговаривать, пополняйте словарный запас своего ребенка и собственный добрыми, красивыми, «волшебными» словами, хвалите и поощряйте правильную речь, научите контролировать себя, научите распознавать эмоции человека. Объясняйте, что нельзя обзывать даже в шутку, это может сильно обидеть человека. Необходимо научить ребенка тому, чтобы он ставил себя на место собеседника, которого обзывал, и проникаться его чувствами.

      Наблюдайте за своей речью и речью других людей. Будьте здоровы и счастливы!

Педагог-психолог, Роменская Т.Н.